Юркины гастроли

В начале этого года в одном из американских журналов появилась заметка о Юрии Шатунове, солисте ансамбля «Ласковый май». В заметке сообщалось, что талантливому детдомовскому мальчишке не дают возможности заниматься пением и музыкой, выступать на сцене.

«Говорят, что…» Этой фразой неизменно начинаются все разговоры о музыкальной группе, в которой поют и играют три школьника. Их записи с песнями «Белые розы», «Ну, что же ты?», «Лето» распространяются музыкальными кооперативами…

В сентябре 1986 года в оренбургской школе-интернате для детей сирот № 2 директором стала Валентина Николаевна Тазикенова. Она привезла с собой нескольких «наиболее трудных» ребятишек, среди которых был и Юра Шатунов. «Свою фамилию он оправдывал, убегал отовсюду, из Оренбурга в своё время тоже», — говорит Валентина Николаевна. Но на сей раз Юра Шатунов в Оренбурге прижился, и особых хлопот с ним не было, пока в интернате не появился Сергей Кузнецов. Долгими часами, порой нарушая распорядок дня, он ставил мальчишке голос, занимался с ним музыкой. Тексты и музыку сочинял сам Сергей, но и Юра «выводил» его иногда на ту или иную тему. Это было начало.

А дальше… Дальше на областном смотре художественной самодеятельности Юра исполнил «Белые розы», «Седую ночь» и их «обязательную» в таких случаях песню «про детство».

Но настоящие конфликты были ещё впереди. Начались они с докладных записок воспитателей, в которых Кузнецова обвиняли во всех смертных грехах: в том, что он постоянно уводит Юру выступать на дискотеках и свадьбах, «приобщает мальчика к коммерции, эксплуатируя его труд», и что он балуется… наркотиками. Теперь, когда Сергей приходил в интернат, администрация вызывала милицию. Началась открытая война. «Как руководителя я уважал и уважаю В.Н.Тазикенову, — сказал мне Сергей. Своё дело она знает, во многом помогла интернату, буквально преобразила его. А вот как человека я понять её не могу».

Сейчас, когда Юра в Москве, директор гордится своим воспитанником, он известен, выходит его пластинка, группа «Ласковый май» отмечена в хит-параде ТАССа…

«Если Юрина судьба будет устроена, и он сможет нормально учиться и заниматься любимым делом, мы будем только рады», — говорят в оренбургском интернате сегодня. Так вот, судьба Юрия Шатунова устроена. И пора сказать о человеке, который сумел сделать это почти за двадцать дней. Это Андрей Разин. Их судьбы похожи. Родители Разина погибли в автомобильной катастрофе.

Именно ему удалось доказать, что Юрию Шатунову и Сергею Кузнецову надо работать вместе.

Таков результат трёх поездок Разина в Оренбург от управления культурно-просветительных учреждений Министерства культуры СССР. Стараниями Разина в Москву переехал и Кузнецов. Сейчас Юра учится в восьмом классе средней школы-интерната для детей-сирот № 21…

Когда Юра приехал в Москву Разин являлся художественным руководителем центра досуга «Фонд молодёжной инициативы»… Центром был организован уникальный учебно-творческий процесс, куда наряду с общеобразовательными предметами входят занятия по вокалу, хореографии и актёрскому мастерству. Во время гастролей с тремя ребятами занимаются квалифицированные преподаватели из вузов. Подростки перешли на заочную форму обучения. Остальное зависит от ребят.

Но вот новый поворот событий… Сегодня по стране гастролируют фальшивые группы-двойники, поющие под фонограмму «Мая». Шарлатаны от искусства, пользуются отсутствием какой-либо информации о группе, спекулируют на всём, начиная от чувств людей к «мальчику из детдома» и кончая самыми сенсационными слухами. Последний скандал, связанный с махинациями дельцов от музыки, произошёл в городе Липецке. На «двойников» завидено уголовное дело.

В Барнауле, где проходили короткие гастроли группы, видел переполненный зал, многие стояли в проходах. Юру Шатунова буквально засыпали цветами и требовали автографов. Подавляющее большинство публики в зале составляли дети и подростки пятых — восьмых классов. Цветы ребятам дарили даже первоклашки. Мода меняется, хотя я надеюсь, что музыка и песни, подобные тем, которые исполняет группа, будут нужны всегда, а сам коллектив находится лишь в начале своего творческого пути. По-моему, стоит задуматься над словами юных зрителей: «Наконец-то у нас появился свой ансамбль». В песнях «Ласкового мая» есть всё, что так нужно этому поколению, — свежесть ощущения жизни, природы, первых робких чувств. Их песни добрые, а доброта исключает пошлость.

Главный, пока невыясненный вопрос: кто организовывает выступления фальшивым группам-двойникам, собирающие огромные толпы молодых меломанов? Кто стоит за системой «левых» доходов от музыки»? Кому это выгодно?

P.S. Когда материал был подготовлен, стало известно, что, по самым последним данным ТАССа, группа «Ласковый май» заняла 8-е место в разделе «исполнители», а песня «Белые розы» оказалась в десятке самых популярных песен месяца, отмеченных читательской почтой. Поздравляем!



П.Крючков
«Комсомольская правда»
12.11.1988