Юрий Шатунов: «Май кончился давно»

До сих пор вокруг истории «Ласкового мая» ходят сотни слухов, у группы множество фанатов, которые даже теперь, спустя столько лет обсуждают подробности биографии своих кумиров, причины распада «мая», качество новой и старой музыки. В чем залог такой истерии тогда и неослабевающего интереса теперь? Вспомним старые клипы «Ласкового мая» — какая сумасшедшая энергия исходит от всех его участников. Любовь тысяч и миллионов вознесла группу на пьедестал самой популярной группы в СССР. Они были лучшими, на них молились. Память об этом жива и теперь. Живы и участники. Заматеревший в чертах Юра, которому теперь уже за тридцать, и который недавно сам стал отцом; изрядно раздобревший Разин со значком депутата Госдумы. Сергей Кузнецов с усталым взором, созерцающий окружающее пространство без особого интереса. В 2001-м году Юра напомнил о себе альбомом «Вспомни май», и это было очень неожиданно, ведь тогда казалось, что Юру мы не увидим больше никогда. На радио появляется песня «Забудь». А через год начинается активная раскрутка. Выходит альбом «Седая ночь», который, несмотря на своё название из 80-х, радует новыми песнями: «Падают листья» и свежим ремиксом на «Седую ночь». Выходит сразу несколько видеоклипов, которые не сходят с MTV и МУЗ-ТВ. А песня «Детство» проникает во все кабаки, благодаря своей теме, сыгранной на гармошке и удивительному созвучию с зарубежным суперхитом того же года — песней In-Grid «To Es Fotu».

Юра проносится по всей стране с гастрольным туром, и те, кто не успели сходить на концерты «Ласкового мая» могли получить хоть отдалённое представление о том, что творилось тогда. Юра молодится, поёт наиграно весёлым голоском, как будто ему снова шестнадцать лет. Глядя на это, невольно сознаёшь, что как музыкант Юра так и не вырос. Повзрослевшему «Питеру Пэну» уже не место в «сказке»; он не может летать в реальном мире. Но как тогда, так и теперь Юра встречает свой зал словами: «Всем привет! Ну что, споём?». На своих концертах он неизменно собирает цветы после каждой песни, приговаривая: «Сначала с цветами, потом с детЯми! «. И прощаясь, говорит: «вот и всё, но… Я знаю, что просто так вы меня не отпустите! » и поёт вместе с залом «Белые розы» а капелла. Зал по-прежнему «на ура» встречает песни 80-х в исполнении Юры и с какой-то прохладцей его новые песни. «Песни про белые розы и розовый вечер должен петь подросток», — повторяет Сергей Кузнецов. Он по-прежнему сотрудничает с Юрой, но это далеко не те песни, написанные им в далеком 86-м на подъёме чувства глубокой симпатии к Юре. В 2002-м году Юра только-только снова появился на сцене, и это был грандиозный «кам-бэк»! Юру показали в теле-шоу «Кумиры», где он вспоминал прошлое, грустно созерцая кадры старой кинохроники, а потом ещё в нескольких передачах. На радио не смолкали его «новые-старые» хиты «Седая ночь» и «Детство», которые снова начали распевать девчонки на улицах…

Но очень скоро старые песни кончаются, и тогда у Юры было два пути — первый — продолжать молодиться, петь старые песни и стараться хранить образ того звездного мальчика, которым он был, петь на крупных концертах только типа «Дискотека 80-х» и «Звезды ретро -FM». Второй путь сложнее, но только за ним реальная возможность снова подняться на ту высоту — позабыть про своё звездное прошлое, не пытаться писать песни подобные «маевским». Найти свою дорогу, свою колею и делать по-настоящему хорошую музыку, которую могут делать и Юра и Кузнецов, петь на фестивалях «Юрмала», «Песня года», «Золотой граммофон», получать премии МУЗ-ТВ за лучший клип и лучшую песню. Снова покупать самолёты и коттеджи, но уже не Разину. С глубоким прискорбием, спустя несколько лет, можно констатировать, что Юра выбрал путь первый. Первая волна популярности — «да это же Шатунов, ТОТ САМЫЙ» стихает. И Юра снова пропадает надолго. На вопросы прессы о том, куда он подевался, Юра отвечает, что работает над новым альбомом и просит его не беспокоить. Зачем зря показывать свои клипы, если мне это не нужно? Народ только устанет от меня, как устал от «Фабрики звезд» и бесконечного «Димы Билана». Юра действительно ещё не успел приесться, когда в 2004-м году выходит его следующий альбом, название которого состояло из двух главных песен: «Если хочешь… не бойся…». В каждом альбоме примерно половину занимают старые хиты в новой или старой аранжировке. И альбом 2004-го также открывают «Белые розы» в новом ремиксе. Его новый альбом «Запиши мой голос на кассету», опять не стал тем прорывом, который от Юры так ждали многочисленные фанаты. Заглавная песня не стала ни танцевальным хитом, ни подобием «Ласкового мая», это попытка сделать сразу и то и то. А такой плюрализм не устроит никого — ни старых, ни новых фанатов. К тому же опять чувствуется тлетворное влияние 80-х.

Аудиокассеты в качестве носителя информации используют только владельцы допотопных автомагнитол, вся же продвинутая часть населения скачивает музыку из сети или покупает диски на худой конец. Добрая половина альбом — Юрина гордость. Песни в старой аранжировке исполненные современным Юрой! Как говорит сам Юра, в те времена никто особенно не думал о том, чтобы сохранить записи. Они хранились на магнитной плёнке, в бобинах, которые имеют свойство со временем сыпаться. Никаких компьютеров на тот момент не существовало, чтобы, по крайней мере, сохранить песни в формате MIDI. Остались лишь плёнки, которые Разин все эти годы хранил в специальном чемоданчике. Даже Сергей Кузнецов, который в 1989-м отряс прах «мая» со своих стоп, не помнил какие именно ноты и инструменты тогда им использовались. Юре удалось восстановить на своей студии (кстати очень профессиональной) весь инструментарий тех лет, заново сыграть все песни именно так, как звучали они тогда, без каких-либо изменений, и наложить свой голос… А теперь спросим себя — а зачем? Зачем постоянно возвращаться к прошлому, делать ремиксы на старые песни, исполнять старым голосом новые песни и новым голосом старые? Ведь все эти усилия можно было затратить на создание нового действительно интересного материала… Скорее всего Юра боится, что никто не примет его таким, какой он теперь. Не примут его новые песни без старых, и альбом не раскупят. Так уж получилось, что Юрино возвращение стало чем-то вроде новой экранизации фильма «Пришелец», где через сто лет размораживают одного из предков большого семейства, и он решительно не понимает, что происходит вокруг, заново познавая мир. Но Юра не гость из 80-х. Всё это время он жил в Москве, в Сочи, в Германии, постигая новинки цивилизации, и его имидж мальчика из 80-х — то, что от него хочет видеть народ.



www.justsay.ru