Интервью Юрия Шатунова
на радиостанции «Волна Байкала»

Ведущие: — Добрый вечер, дорогие радиослушатели! В эфире наша программа «Двое на одного». В студии Светлана Замарацкая и Ольга Толкачёва. Наш гость сегодня Юрий Шатунов. Гость этот необычный, в Иркутске его не было ни разу.

Шатунов: — Всем привет!

— Юра, первый вопрос к тебе. Вот 24 марта после долгого затишья ты вновь на российской сцене. Это происходит в Иркутске. Вот тебе немножко не обидно, что это происходит не в Москве на какой-то знаменитой площадке, а в Иркутске, так скромно.

— Нет, а почему бы и нет? А почему должно быть обидно? Иркутск — тоже город, тоже есть молодые девчонки и ребята, которые слушают мою музыку, которые выросли на моей музыке. И я с удовольствием отработаю здесь, с огромным удовольствием даже.

— А в Москве таких планов не было?

— В Москве немного другие планы. Там и люди другие, другая тусовка, обильнее, чем здесь. Здесь более спокойно, я, думаю, надо начинать с малого.

— Так это начало, да?!

— Ну, может быть.

— Первый вопрос, который задают люди, услышав про приезд Юры Шатунова: «А есть ли у него новые песни?»

— Ну, новые-то есть, они все ещё как бы в работе. По большей части. Новые песни, конечно же, есть.

— Они прозвучат?

— Ну, я думаю.

— До нас, кстати, дошёл твой альбом ремиксов. Мы с удовольствием крутим его на наших волнах, слушатели могли его уже слышать. Вот интересно, дойдёт ли он когда-нибудь до массового слушателя? То есть, выйдет ли он в свет? И кто делал ремиксы эти, если не секрет, конечно?!

— Нет, ничего секретного здесь нет. Значит, это московский лейбел, но как обычно, сейчас модно называть у DJ. Ну, это есть группа такая, она называется «Кул фронт», ребята оттуда делали мне ремиксы. Встретились, познакомились, сели за работу. Ну, получилось вот так, как получилось.

— А почему не модный DJ Грув, например?

— Ну, не обязательно. Много есть талантливых молодых ребят, которые пишут прекрасную музыку, я считаю. То есть и танцевальную, и энергичную, и какую хочешь. Пожалуйста, выбирай. Ну, Грув он достаточно знаменитый, конечно, может быть. Он высветился на какой-то одной песне или на одной композиции и все обращаются к нему. Просто надо копнуть поглубже и найти молодых перспективных ребят, которые могут сделать гораздо лучше и красивее.

— А всё-таки, возвращаясь к первой части вопроса. Ремикс, альбом ремиксов или какой-то новый магнитоальбом, он увидит свет для широкой публики?

— Нет, дело в том, что ремиксы уже выпускались. Они вышли на CD-пластинках и на аудиокассетах. Просто всё зависело дальше как бы не от меня, а от распространителей.

— А какой был тираж?

— Я не знаю, какой был тираж, но тираж был.

— То есть ты не интересовался даже?

— Это не в моей компетенции было. Я сделал свою работу, а дальше занимались другие люди.

- А вот была такая версия, был такой разговор, что у нас в Иркутске на студии Бориса Рожанского небезызвестного, выходит твой новый м\а под кодовым названием «Дневник». Вот где он, что с ним?

— Дело в том, что он не выходит, над ним ведётся работа, то есть плодотворная работа, то есть я там сижу днями и ночами в студии. Вплоть до того, что и до дома, порой, забываешь дойти, что уже спать пора.

— Тяжело, наверное?

— Нет, просто втягиваешься настолько в процесс, то есть настолько интересно, что спать не хочется.

— А в нашей студии есть звонок. Алло, говорите, пожалуйста!

Радиослушатель: — Я тут недавно прочёл в «Экспресс-газете» статью, брали интервью у участников группы «ЛМ» и он там сказал, что в основном ориентация у ребят была несколько необычной. То есть любили мальчиков. Вот я бы хотел узнать мнение Юры по этому поводу, пускай как-нибудь прокомментирует.

— Спасибо за вопрос. Всё понятно. Значит, ситуация такая по ориентации. Я думаю так, если вы просили прокомментировать, что каждый человек волен выбирать сам, каким ему быть, с кем ему спать, и как ему жить. Если вы интересуетесь моей ориентацией, то у меня с этим всё в порядке, т.е. я, как нормальный человек, люблю девчонок.

— Это радует. У нас есть шанс!

— (С выражением) Шанс у вас всегда есть!

- Естественно будет поинтересоваться, где ты пропадал всё это время. Потому что слухи ходили самые разные. Всё это время, пока тебя не было на попсовой поверхности России?

— Но одно могу сказать, что я пока живой. Тьфу, тьфу, тьфу. Работаю. Был я за границей и по работе и в плане обучения, т.е. уточняю — обучение на звукорежиссёра. Я там прожил полгода, практически закончил то, что начинал. Сейчас уже более профессионально подхожу к своей работе, т.е. сам и озвучиваю, и играю, и пою, и «свожу» (это уже на режиссёрском сленге).

— У нас есть звоночек. Алло, добрый день, как Вас зовут?

— Наташа.

— Мы слушаем Ваш вопрос.

— Я хочу спросить, какие Юре нравятся девушки?

Шатунов: — Ага.

Ведущая: — Вопрос главный из первых.

Шатунов: — Хороший вопрос, действительно.

Ведущая: — Ну, что ещё девчонок интересует, согласись?!

— Ну, по большому счёту, я люблю всех, кто мне интересен, скажем так, с кем приятно общаться. Не важно, какой она наружности и внешности, и как она одета, не имеет для меня ни малейшего значения. Самое главное, чтоб человек был хороший и интересный.

— Отмазался, можно сказать?

— Да (смеётся).

— Ну, мы думаем, девчонкам понравилось. Ну, вот ты рассказывал о творчестве, говорил, что занимаешься творчеством, а вот в одной газете писали, что ты не прочь ещё и видеоаппаратурой торговать. Полезное с приятным. Коммерческими делами занимаешься?

— Ага, понятно. В коммерции я, конечно, не асс, я в ней ничего не понимаю. Считать я могу, но…

— До десяти?

— Ну, пускай до одиннадцати, на один больше. А потом коммерция — не моя стихия, мне больше, наверное, интересней заниматься музыкой, творчеством и работать с аранжировщиками, композиторами и вообще музыкантами.

— Вот ты говорил про Германию, про школу звукорежиссёра, а говорят у тебя там было неимоверное количество концертов. Рекордное для наших даже сегодня популярных исполнителей.

— Ну, вы хотите, чтобы я число назвал?

— Да, можно число.

— Хорошо. Я был в Германии 3 раза, первый раз это было 20 концертов, второй раз 50 концертов, а третий раз 70 концертов.

— Начинаешь с малого, как обычно?

— Ну, как обычно.

— Больше не приглашают?

— Ну, нет, сейчас пришло предложение ещё на 20 концертов, ну не знаю, мне надо в принципе записать новый альбом. Потому что в Германии я, как бы, уже дома.

— Вопрос, может быть, несколько неприятный для тебя — про Андрея Разина. Много уже писано — переписано про талант Разина-продюсера, а правда, что все те слухи, разговоры, которые ходили вокруг «ЛМ сочинялись самим А.Разиным?

— Ну, по большей части, конечно же. В любой команде должна быть какая-нибудь интрига, и кто-то её должен придумать, раздуть, что б это имело свой эффект. Как говорится, плохая реклама — тоже реклама.

— А что было самым нелепым из услышанного тобой, что написали газеты, рассказали по ТВ?

— Ну, нет, много чего было. Что я ногу сломал. Нырнул вниз головой без воды. Играл в компьютерные игры и посадил зрение. Много было баек, конечно. Но всё неправда, точно говорю!

— Правда ли, что вы с Разиным на концертах работали порознь? То есть ты в одном конце страны, а он в другой. При этом заявлялись оба.

— Я не знаю. Дело в том, что у меня была своя программа, называлась, она, конечно, «Ласковый май», то есть название это как бы принадлежит двум людям — Кузнецову мне, т.к. мы основоположники этой группы. А Разин, естественно, ездил со своим коллективом, у него была своя тусовка, свои движения. У меня была своя тусовка, своя программа. Мы ездили в одну сторону, а они в другую.

— А ты не знаешь чем объяснял Разин твоё отсутствие? В принципе же все шли на тебя.

— Ну, может быть. Я не знаю, чем он объяснял, т.е это уже его проблемы были. Но до меня доходили кое-какие слухи.

— А какие, если не секрет?

— Ну, опять же, что заболел, что не может приехать, что ещё там что-то.

— Что 15-й раз закончил школу.

— Что 15-й раз, да, действительно. Хотя я школу закончил почти хорошо. Звонок в студии.

- Меня зовут Ирина. Вообще, какими принципами пользовались, когда набирали в вашу группу ребят?

— У нас был один критерий — самый основной, по крайней мере, в мою команду, когда я набирал себе ребят. Люди, который умеют мало-мальски играть, ну, хотя бы есть какие-нибудь творческие думки, мысли. Я не знаю.

- То есть петь было не обязательно?

— Не обязательно, абсолютно. Если человек творческий с ним, во-первых, интересно общаться, потом с ним приятно работать, он как бы понимает с полуслова и вообще язык с ним очень легко найти.

— А где ты находил таких ребят?

— Когда я учился в детдоме, у нас там была команда. Больше половины ребят — оттуда. Это Сашка Прико, который сейчас занимается, я не знаю чем, я с ним уже не поддерживаю отношения. Это Игорёк Игошин — он бывший басист. Почему бывший? Так как он погиб трагической смертью. То есть в моей команде все умели мало-мальски играть, т.е. вот и был самый главный критерий. То есть не просто куклы какие-то стоят, а действительно люди, которые стремятся к чему-то. Молодые ребята, которые живут музыкой, может быть, скажем так, творческие люди.

— А вот раритетные записи «ЛМ» переиздаются сейчас, насколько я понимаю? Тогда, в то время, концерты «ЛМ» проходили как киносеансы, т.е. несмотря на то, что «ЛМ» называли эталоном пошлости.

— Ну, да, было такое.

— Страна была на грани фанатизма по «ЛМ». Чем ты объясняешь это сейчас, ведь прошло 10 лет?

— Вообще, я даже понятия не имею, почему так происходит. Нормальная ситуация, когда артиста не крутят и не показывают в течение месяцев 2-х, 3-х.

— ?

— Нет, я не в плане меня. Я в плане вообще артистов, любых: наших, зарубежных. То есть если артист исчезает со сцены сроком на три месяца, то о нём, практически, все забывают, т.е и интереса к нему вроде как нету. Со мной абсолютно другой случай. Почему так происходит я не могу объяснить. До сих пор мне девчонки пишут, звонят и много предложений приходит от разных слоёв людей. Вот. Не знаю, даже ничего не могу ответить.

— А я ещё раз хочу привлечь ваше внимание к трубке телефона, т.к. в студии есть звонок. Алло, здравствуйте, как вас зовут?

— Меня зовут Ирина. Юра вот твои песни такие лирические и навевают какой-то определённый романтизм. Это так плохо у тебя в жизни, или что-то не сложилось с девушками?

Ведущая: — А разве романтика — это плохо?

Шатунов: — Нет, даже дело не в этом. Если вы имеете ввиду первый альбом, то он записывался в детском доме, я думаю, что эти всё сказано. А если вы имеете ввиду второй альбом, который назывался «Ты помнишь:» (т.е. он тоже издавался, но очень маленьким тиражом, как бы это не важно). То там я всю свою жизнь, всё, что я прожил, что было накоплено за эти годы, я вылил в этом альбоме. То есть и он получился очень тяжёлым, на самом деле. То есть он настолько был жалостливым. Сейчас, конечно же, немного иной случай, сейчас альбом будет достаточно нормальный, т.е можно будет немного и потанцевать, и послушать, и всё, что угодно.

— Но вот сейчас в теле и радиоэфире очень много крутится хитов 80-х годов. Тот же «Ласковый май», «Мираж», «Комбинация». Как ты думаешь, отчего это происходит.

— Ну, я думаю, это закономерность скорее всего, т.е. всё крутится по кругу, всё вертается на круги своя. Прошло достаточно долгое время, т.е. прошло, как бы колесо, т.е. всё начинается заново.

— Это радует. Ты сам можешь слушать свои записи 88-89-х годов?

— Нет, абсолютно.

— Ты их не слушаешь?

— Нет, для меня это, как серпом…

— И всё-таки, почему распалась группа? Это произошло, как-то внезапно, что народ и сообразить не смог. Только вот «Ласковый май» был и вдруг его нет. Для вас это тоже внезапно произошло?

— Само сабой разумеется. Дело в том, что это произошло на пике популярности, т.е. мы не упали, мы остались на том пике. И был такой период времени, когда ребята просто повзрослели, коллектив-то, в принципе был-то из ребятишек, которым было по 13-14 лет, и когда им стало по 17-18 лет, т.е они уже задумались, нужно ли этим заниматься тире не нужно, может быть я в каком-то другом деле смогу себя воплотить. Вот. Кто-то решил заниматься бизнесом, кто-то ещё чем-то, я остался в музыке и ни грамма об этом не жалею.

— А вот последний концерт, писали, был, кажется, в 1992 году в Минске.

— Да, был.

— А это уже было изначально ясно, что это последний концерт или всё как-то спонтанно произошло?!

- Нет, ничего подобного, всё произошло, как должно было произойти, те события никто не форсировал, всё шло-шло и оно всё само и распалось. Никто не прикладывал к этому никаких усилий.

— То есть, вы отпели концерт и Разин говорит: «Всё, ребята, это был ваш последний концерт!».

— Нет, ничего подобного. Просто мы отработали, как все концерты, не было там супер — концерта, был обычный концерт. Все его отработали, все разъехались по домам. Но потом, как бы один сказал, что нашёл себе подругу и остаётся решать какие-то семейные проблемы. Другой ещё чем-то занялся, т.е. ему тоже уже некогда было выехать на гастроли. И в итоге всё распалось.

— Добрый вечер, меня зовут Вячеслав. Гастролирует ли Юра по странам Европы, и имеет ли гражданство какой-нибудь иностранной страны?

Ведущая: — То есть это теперь модно, да, насколько я знаю.

— Нет, по поводу гражданства, у меня, конечно, оно российское, т.е. я гражданин России. А по странам Европы да, я в принципе я был во многих странах, но где-то было просто интересно посетить какие-то места. Гастроли у меня были в Америке, Испании, Франции, но это чисто русское население, т.е. я не работал на фирменную публику. А живу я пока здесь.

— И это радует. А пока здесь, это в Иркутске?

— Да.

— Гражданин Мира?

— Да (смеется).

— Очень трудно вот поверить, что после такой всенародной популярности ты вдруг ушел в тень и нет никаких амбиций вернуться на Олимп и т.д. То есть, как у тебя дела?!

— Дело в том, что какие могут быть амбиции? Просто тогда было время такое, наверное, т.е. подошел период, когда стоило подумать, а стоит ли тебе этим заниматься и вообще нужно ли тебе это или нет.

— То есть главное вовремя уйти?

— Наверное, скорее всего, т.е. нельзя просто цепляться за последние шансы и падать до конца, а потом уже непонятно что. То есть ты был на пике, ты ушел на пике.

— Красиво, да?..

— То есть, как бы о тебе помнят люди, то есть сегодняшнее интервью не мало подтверждение этому. Я планирую придти опять-таки на Олимп.

— Я еще приду, я еще вам покажу!

— Ну, да, вы у меня получите.

— Вы у меня еще попляшите, так надо говорить.

— И попляшите, тоже (смеется).

— А следующий вопрос будет такой. Ты ушел, как бы ушел и собираешься вернуться, но у тебя есть ли какие-то отношения с московской поп-тусовкой? И чем было обусловлено твое участие в «Рождественских встречах» А.Б. Пугачевой?

— Но по поводу тусовки отношения есть, конечно же, как у любого нормального артиста. То есть приходиться общаться с этими людьми.

— Да вот, кого не спрашиваешь, все сразу морщатся, мол, он там не бывает.

— Дело не в этом. Я в принципе вообще там не бываю, на этих тусовках, у меня просто нет времени заниматься этим. Всему своё время. Если есть желание, можно, конечно, потусоваться, можно погулять, повеселиться. Но сейчас я занят, практически на все 100% работой над альбомом. Но в тусовке я знаю, конечно, многих, т.е. поддерживаю отношения, общаюсь со многими.

— А какие-то друзья с эстрадного мира остались с той поры? Или всё-таки как-то всё больше люди не «засвеченные».

— Нет, есть и те, и эти. То есть если перечислять всех — это достаточно большой список.

- Знаю, что до сих пор существуют твои фан-клубы, они активно действуют. По стране выпускают газеты и т.д. Вот какие-то отношения у тебя с ними есть, общаешься ты с ними, знаешь об их существовании — не знаешь?

— Ну, о существовании их, конечно, знаю, т.е. они мне присылают свои газеты, свои материалы, которые они пишут обо мне. ТО ЕСТЬ Я ПОЛНОСТЬЮ ИХ ПОДДЕРЖИВАЮ НА ВСЕ СТО ПРОЦЕНТОВ. Потом они мне по Интернету сбрасывают какие-то интересные предложения. Ну, поддерживаю с ними связь, в чём-то помогаю.

— А на улицах узнают?

— Ну, не без этого. Я в самолёте тут очень здорово «залетел», когда летел из Сочи в Иркутск, вот сюда. Я познакомился с командой футбольной, которая была на сборах в Сочи. Эта команда, они из Благовещенска, по-моему. То есть мы так здорово повеселились, вплоть до того, что меня чуть из самолёта не выносили. Шутка. (смеётся).

— А скажи, общаешься ли ты с кем-нибудь из «Ласкового мая», из того состава: с Разиным, с Кузнецовым? Ты просто очень часто упоминал о том, что не поддерживаешь отношения с тем, с тем. А всё-таки с кем-то ты имеешь дружеские отношения?

— Ну, дружеские у меня остались со всеми отношения, но я очень-очень редко с ними общаюсь. То есть кто-то звонит, допустим. Я прекрасно помню всех ребят, когда у них дни рождения, я бывает, им звоню. Ну, и там поздравить с днём рождения и т.д. И они, в свою очередь, наверное. Вот так мы и общаемся, т.е. ничего большего.

— А вот про общение, про друзей. По-моему, все уже в Иркутске знают, что у нас живёт один из лучших твоих друзей Борис Рожанский, на чьей студии ты и записываешь свой альбом. Боря тоже пел в «ЛМ», а вот как вы познакомились, интересно?

— Ну, это целая история.

— А если вкратце?

— Ну, это надо вспоминать, напрягать все мозги, ладно, постараюсь. Это происходило в 1989 году, по-моему, может быть раньше или позже, не помню, когда, мы писали в Москве на студии альбом «Белые розы», записывали уже окончательный вариант. И так получилось, что приехал молодой парень и звукорежиссёр, который сводил нам в то время этот материал — Анатолий Мешаев, он подошёл к моему директору и говорит: «Вот, мол, есть молодой, перспективный мальчишка, который сам пишет, сам поёт, сам играет, типа послушайте и может он подойдёт вам». Мы прослушали, посмотрели его материал, он полностью нас устроил и уже на следующий день он поехал с нами на маршрут. И вот с тех пор, уже прошло сколько лет, и до сих пор я с ним в хороших отношениях.

— Ну, поскольку вопросы наши иссякли, да и время давным-давно подошло к концу, нам остаётся лишь сказать Юре большое «спасибо», что он пришёл к нам в гости, оторвался от своей работы. За то, что ты своё восхождение, свою вторую творческую жизнь начал с радиостанции «Волна Байкала».

— Ничего подобного, это я хочу поблагодарить за рыбку подаренную. Объясняю для всех радиослушателей, когда я вошёл в студию, мне подарили рыбку, очень классную такую. Большое спасибо за тёплый приём! Удачи всем!

- Заходите ещё, что ещё можно сказать?

— Да.

Оставайтесь на нашей волне!



Ведущие: Светлана Замарацкая, Ольга Толкачева
Радиостанция «Волна Байкала»
19.03.99